2016-03-27 12:32:15Z
Author: Loading...
«Танец с Драконами» - это официальное дополнение к настольной «Игре Престолов», которое предлагает сыграть сценарий по мотивам 5 книги (или 5 сезона сериала). Особенность данного сценария в новых (и очень интересных!) боевых картах для всех домов, а также в альтернативной и более плотной начальной расстановке, когда дома имеют большие армии, а почти все территории уже поделены. Еще одна особенность – игра длится 6 раундов вместо 10 в классике. Все это делает «Танец с Драконами» более динамичным и интересным. Вместо фермерства и вялого захвата нейтральных земель в классике, в дополнении вы сразу попадаете в эпицентр событий. Больше битв, больше драйва, больше динамики и при этом меньше времени на игру! «Танец с Драконами» реализован и в онлайн- версии нашей любимой игры. Но в силу каких-то причин, пользователи не желают пробовать новое, поэтому собрать стол бывает непросто. В связи с этим я и группа товарищей - любителей дополнения, решили написать серию обзоров домов в «Танце с Драконами». Надеемся, что обзоры заинтересуют кого-то и привлекут больше игроков для новых, увлекательных игр.
Дом Баратеонов в «Танце с Драконами»
«Есть только один истинный король, и его имя – Станнис!»
После разгрома в битве на Черноводной, Станнис Баратеон потерял большую часть армии и флота, утратив, казалось бы, перспективы в борьбе за Железный Трон. Однако, война для него не закончилась. Истинный король Вестероса отправился с остатками верных ему людей на Север. Одержав победу над армией одичалых под предводительством Манса Налетчика, Станнис заручился поддержкой Ночного Дозора и некоторых северных лордов. Именно этот момент является стартовым для дома Баратеонов в дополнении «Танец с Драконами». Расположившийся в Черном Замке Станнис находится в непростом положении. Его владения на Юге осаждены крупными силами Тиреллов, а Болтоны на Севере удерживают замки и крепости и располагают большим числом людей и ресурсов. Армия Станниса малочисленна, у нее нет надежных тылов и ей не откуда ждать пополнений. Поэтому настало время действовать. Игра за Баратеонов сложна и сильно зависит от Вестероса, а также от действий других игроков. Бывает и так, что Баратеон быстро заканчивает свою игру как в сериале. Но все же благодаря дипломатии, мощным картам и благосклонности Вестероса, Станнис Баратеон еще может побороться за Железный Трон.
Начальное положение у Баратеонов просто ужасное. Драконий Камень и Штормовой Предел с гарнизоном (единственные замки под нашим контролем) отрезаны флотом Тиреллов в Губительных валах. Основные силы находятся на Севере, и их явно недостаточно для войны с Болтоном. Но зато мы имеем флот из 2 кораблей в Дрожащем море и рядом пустое Узкое. Это дает перспективу на контроль двух морей (с безопасной поддержкой из Дрожащего) и захват нейтральных земель Долины. Положение на треках удручающее, у Баратеона нет ничего: ни права первого хода, ни меча, ни звезд. Да, мы выше Болтона и Тирелла по треку вотчин, но это нам не особо помогает. Кроме того, у нас всего одна бочка на Драконьем Камне. Компенсируется все это безобразие очень неплохими картами.
Карты Баратеонов
Колода Баратеонов очень интересная и при правильном использовании может наделать много дел. По большей части она состоит из карт с текстовыми способностями. Основная сила колоды в очень мощной четверке и в особых картах (тройке, двойке и нолике), которые взаимосвязаны друг с другом. Но есть и минусы – отсутствие хороших режущих и защитных карт. Рассмотрим колоду подробнее.
Станнис Баратеон (4) - лучшая четверка в игре. Эта карта позволяет изолировать область от поддержек противника и пробить даже самую мощную оборону. Действует как «Королева Шипов» из классики, но по площадям и с силой 4, а также с некоторыми нюансами. Она универсальна. Во-первых, атаковать наши земли, не имея перевеса по боевой силе без учета поддержек бесполезно. Станнис помогает сдерживать штурмы осажденных Драконьего Камня и Штормового Предела. Во-вторых, эта карта идеальна для атак на море. Действительно, основная проблема – это поддержки из внутренних морей (например, из Дорнского моря или Залива Черноводной), которые невозможно снять набегом. Станнис позволяет изолировать море от поддержек и победить, имея перевес по боевой силе только в этом конректном море. В-третьих, Станнис может пробивать хорошо защищенные поддержками замки и области. Эта карта иногда используется как таран – первым походом атакуется некоторая область, снимаются все соседние с ней поддержки (например, из внутренних областей, типа Каменной Септы у Ланнистеров), оборона противника обрушивается до конца раунда, а затем вторым походом (и третьим, если есть звезды) забираются беззащитные замки. Если нам оказали поддержку, то карта работает как обычная четверка. Проблема заключается в том, что у Тирелла есть контр-карта – Королева Шипов, которая игнорирует текст Станниса. Стоит ли говорить, что Станниса нельзя оставлять седьмой картой в сброс.
Джон Сноу (3) – обычная тройка, но при победе позволяющая двигать трек одичалых. А тройкой, как правило, в битвах побеждают. Карта является вспомогательной для Манса. Трек одичалых находится на 2 на начало игры, поэтому Баратеону важно как можно быстрее поднять одичалых до наибольшей силы 10, чтобы полностью раскрыть потенциал нолика. Иногда Джона лучше использовать, чтобы понизить одичалых с 10 до 8 перед началом следующего раунда, чтобы уменьшить вероятность нашествия. Нашествие плохо тем, что есть вероятность победы Ночного Дозора и сброса одичалых на 0. Тогда Манс становится бесполезен и даже опасен для Баратеона (подробнее см. далее). Оставлять в сброс, как и любую другую тройку, нельзя.
Мелисандра (2) – еще одна очень крутая карта в колоде Баратеона, позволяющая возвращать одну карту из сброса. Эта карта идеально работает в связке с ноликом, потому что может возвращать его бесплатно. Иногда в критически важных ситуациях используется для возвращения из сброса Станниса, хотя это в условиях дефицита жетонов очень дорого. Оставлять седьмой картой в сброс нежелательно.
Бастард Ночной Песни (2) – защитная двойка с башней. Одна из двух защитных карт в колоде Баратеона. Полностью защитить она нас не сможет, потому что у наших соперников есть карты с двумя мечами, а у Болтона и с тремя. Можно оставлять седьмой, но нежелательно, так как для этого есть следующие две карты.
Давос Сиворт (1) – единичка с мечом и башней. По сути, вторая защитная карта в колоде. Победить и кого-то порезать очень сложно, зато можно отбиваться от режущих карт с одним мечом, которые тоже есть у всех наших соперников.
Аксель Флорент (1) – бесполезная единичка с мечом. Идеальная карта на сброс.
Манс (0) – коварный ноль в колоде Баратеона. Боевая сила равна позиции на треке одичалых. Это означает, что можно атаковать пешкой, кораблем или даже башней (не по замку) походом -1 и при треке одичалых на 10 иметь боевую силу 10. Манс очень хорош тем, что минимальными силами вы можете побеждать в любых боях. Например, атаковать и пробивать море одним кораблем. Или захватывать одной пешкой замки. Идеально работает в связке с Мелисандрой. В одном раунде при сильных одичалых благодаря Мелисандре можно дважды сыграть Манса. Но Манс – палка о двух концах. Его сила зависит от карт Вестероса, и Джоном Сноу можно лишь немного корректировать положение трека одичалых. Нашествие одичалых может при победе Ночного Дозора обнулить силу Манса. И тут Манс становится опасен для самого Баратеона. Карта начинает работать в другую сторону и делает вас ее заложником. Сила ваших армий становится равной нулю, и уже противник может победить вас минимальными силами. Желательно разыграть Манса при сильных одичалых. Оставлять Манса последней картой перед началом нового раунда нельзя, так как нашествие одичалых может перевернуть все с ног на голову. В начале следующего раунда вы окажитесь в ситуации, когда можете потерять важное море или все войска. В течение раунда отправить Манса в сброс можно без проблем, так как вы сможете бесплатно вернуть его Мелисандрой. Против карты Королева Шипов у Тирелла полностью бесполезна.
Стратегия на Севере
Что же делать на старте? Некоторые новички в «Танце с Драконами» полагают, что, следуя книге и сериалу, нужно воевать с Болтоном и захватывать Север. Я попробую убедить Вас в том, что это плохая идея. Во всяком случае в начале игры. Болтон имеет мощную стартовую армию: на Севере у него 4 пешки и 3 коня (общей силой 10) против наших 3 пешек и 1 коня (общей силой 5). Как видите, Болтон вдвое превосходит нас по совокупной силе наземных войск (и это без учета гарнизона Винтерфелла). Кроме того, у Болтона 2 звезды и право первого хода. У Болтона 2 крепости и замок, а у нас нет. Поэтому сбор войск только усугубляет наше отставание по войскам. Но у нас есть важное преимущество – флот в Дрожащем море. Болтон сильнее нас, но мы за счет флота мобильнее. Расположив корабли в Дрожащем и Узком морях, мы будем полностью контролировать восточное побережье Севера и сможем маневрировать своими войсками. Контроль Узкого моря открывает возможность занять нейтральную Долину и укрываться там от армий Болтона. Без флота Болтон зажат с двух сторон Грейджоем и Баратеоном. Но несмотря на отсутствие мобильности, Болтон очень опасен из-за своей карты Рамси Болтон, четверки с тремя (!) мечами, которую он может возвращать на руку с помощью нолика - Вонючки. Вдобавок у Болтона на руках две четверки. Кроме того, он ходит раньше нас, и потому имеет все шансы догнать основную армию Баратеона на Севере и уничтожить как минимум два отряда. Такие потери на начальном этапе будут для Баратеона фатальными.
Многоходовочки на Севере
Давайте подробно рассмотрим возможные расклады приказов на Севере, чтобы продемонстрировать бесперспективность нападения на Болтона в первом ходу.
Агрессивный расклад за Баратеона. Один из обычных раскладов за Болтонов выглядит следующим образом:
Здесь мы расставили свои приказы так, чтобы получить максимальную боевую силу против Болтона (и считаем, что мы положили в Штормовом Пределе поход -1). Что мы видим? Захватить Винтерфелл невозможно. Даже со всеми поддержками, мы имеем боевую силу 7 против как минимум 9. Станнис может снять поддержки, то толку от этого совершенно нет. С учетом гарнизона Винтерфелла соотношение по боевой силе 4 к 5 не в нашу пользу. Первым походом Болтон подтягивает коня в Винтерфелл. Мы в свою очередь можем либо снять поход -1 в Штормовом Пределе, либо передвинуть войска из Черного Замка. Только куда? Если мы пойдем в Белую Гавань, то Болтон нас атакует силой 10 против 6 и уничтожит как минимум две пешки с помощью Рамси. Можно взять Вдовий Дозор или остаться в Черном Замке. Оба варианта означают, что поход +0 пропадает даром. Если мы снимает поход -1, то Болтон, конечно, не будет атаковать Черный Замок, так как расклад по силе 7 в 6 в нашу пользу. Поэтому он просто передвинет пешку в Сигард походом +0. И снова встанет вопрос куда ходить. Время работает против нас. Если в следующий ход будет сбор войск, то нашей армии конец – Болтон построит корабли в Узкое море и заблокирует нам путь на Юг. Так что такой расклад слишком рискованный для нас. Мы впустую тратим поддержки и поход и рискуем быть заблокированными и уничтоженными на Севере.
Классический расклад за Баратеона. Давайте рассмотрим классический вариант приказов за Баратеонов в первом ходу:
Мы хотим занять пустое Узкое море и отвести войска в Долину. Что произойдет в таком случае? Болтон первым походом переводит коня в Винтерфелл. Теперь в Черном Замке будет 4 в 6. И если мы не передвинем войска, то потеряем 2 пешки. Поэтому единственный вариант для нас – бежать во Вдовий Дозор. Дальше уже зависит от Болтона. Он может уничтожить пешку в Карлхолде своей пешкой, занять конем пустую Белую Гавань и оставить одного в Винтерфелле. Дальнейшая наша судьба в таком случае зависит от Вестероса. Сбор войск, понятное дело, только усилит Болтона, а нам не даст ничего. Мы потеряем ход на то, чтобы спастись от Рамси и, скорее всего, потеряем пешку в Карлхолде, не получив 2 жетона. Кроме того, классический вариант приказов за Баратеона опасен еще боле агрессивным раскладом за Болтона.
Агрессивный расклад за Болтона. Классический расклад для Баратеона может стать для игрока неприятным сюрпризом, если он столкнется с агрессивным раскладом за Болтона. Это может случиться, если Болтон заключил союз с Грейджоем, отказался от притязаний на Сигард и решил бросить все силы на то, чтобы уничтожить Баратеона. Выглядит это так:
Посмотрим что же произойдет. Болтон первым походом переводит коня из Рва Кейлин в Винферфелл. В Черном Замке расклад по силе 4 в 7 не в нашу пользу, и нам снова придется бежать во Вдовий Дозор, потому что иначе мы потеряем 2 пешки. Атаковать Белую Гавань бессмысленно: мы не зарежем коня, а Болтон следующим походом атакует нас силой 5 двумя конями из Винтерфелла и сыграет Рамси. Далее мы займем Узкое море, но Болтон построит в порт Белой Гавани корабль, которым сможет снять набегом нашу поддержку. Более того, Болтон переводит двух коней в Белую Гавань. Если не случится сбора войск и битвы королей (а это весьма вероятно, потому что Тиреллу, как владельцу ворона, нет никакого резона объявлять торги), то второй раунд будет выглядеть так (без учета перемещений Грейджоя):
Здесь приказы разложены с прицелом на максимальную боевую силу Баратеонов во Вдовьем Дозоре. Как видим из картинки, поддержка в Узком море снимается набегом из порта, а затем Болтон атакует нас силой 7 против 5 и вырезает нам две пешки. Даже в идеальном случае, когда одичалые будут на отметке 10 (один раз вы поднимите Джоном где-нибудь на Юге, например, в Штормовом Пределе, а потом будет 3 знака на картах) Вестероса, Манс нас не спасет. Мы проиграем Рамси 10 в 11. Все это без возможного сбора войск, который, как уже отмечалось ранее, лишь увеличит размеры армии Болтона. Важный момент – контр-раскладом к агрессивному раскладу за Болтона является агрессивный за Баратеона. Действительно, Болтон, подтянув коня из Рва Кейлин, получит силу 7 в Винтерфелле. В результате в Винтерфелле будет 7 в 7, и Станнисом мы побеждаем и уничтожаем пешку по снабжению. Конечно, если Грейджой не вмешается своей поддержкой из Ледового залива. Но слишком велик шанс не угадать расклад и проиграть всю игру.
Сделка с Болтоном
Итак, подводя итоги, можно сказать, что Баратеон не сможет добиться успеха в войне с Болтоном с первого хода. Тот просто сильнее. Пользуясь мощной армией, звездными приказами и правом первого хода, Болтон в состоянии вырезать основную армию Баратеона на Севере и лишить его шансов на победу. Конечно, есть и другие расклады за Болтона, но суть не особо меняется. Даже при захвате Белой Гавани в первом ходу, без битвы королей мы теряем два отряда на второй раунд из-за права первого хода у Болтона. Но, не смотря на кажущуюся мощь, Болтон находится в еще более худшем положении, чем мы. Без флота, зажатый с двух сторон, Болтон рискует потерять все от войны на два фронта. Действуя сообща, Баратеон и Грейджой могут с легкостью уничтожить Болтона. Кроме того, Болтону негде безопасно собирать жетоны – все его земли «простреливаются» набегами с морей. Даже порезав две наших пешки, Болтон получит постоянные набеги с нашей стороны до конца игры. Поскольку мы будем держать Узкое и Дрожащее море, он сможет нанимать максимум один корабль за сбор в порт Белой Гавани и быстро не построит достаточно сильный флот, чтобы взять Узкое море. Всегда остается риск получить удар Станнисом или Мансом остатками наших войск. Критически важная поддержка во Рве Кейлин, с помощью которой Болтон может удерживать Сигард и Винтерфелл, может быть снята нашими кораблями. В такой ситуации понятно, что Грейджой воспользуется моментом и заберет Север себе.
Поэтому лучшим выходом для обоих домов является сделка. Суть ее состоит в следующем: Баратеон отказывается от притязаний на Север и уводит свою армию на Юг, в Долину и Клешню. Мы обещаем помогать Болтону с моря и, естественно, гарантируем, что не будем совершать набеги. В первом ходу можно безопасно собрать в Карлхолде 2 жетона. Далее уже есть предмет для торга. Можно предложить освободить Болтону Дрожащее море в обмен на Карлхолд и возможность безопасно там собирать власть на протяжении всей игры. Здесь все зависит от сговорчивости игроков. Болтон целиком концентрируется на защите от Грейджоя., забирает Сигард и пытается выбить кракенов из Ледового залива, а у Баратеона открывается шанс вернуться в Губительные Валы, занять Лунные горы и Клешню и сосредоточиться на Тирелле. Оба дома собирают жетоны власти и крутят друг другу колоду, что особенно актуально для Болтона с комбинацией Рамси-Вонючка. Конечно, всегда можно предать Болтона, и это тонкий момент. Тут все зависит от вашей честности.
Стратегия на Юге
Теперь рассмотрим положение на Юге. Здесь наш главный враг – Тирелл, и самая главная проблема – его флот из 3 кораблей. У Тирелла ворон, и ходит он раньше нас. За счет звездных приказов и кораблей Тирелл может гарантированно взять Драконий Камень в первом раунде, и мы никак не можем ему в этом помешать даже несмотря на положение на вотчинах. Однако, проблема Тирелла в том, что его врагами потенциально являются 4 дома. Чтобы взять Драконий Камень первым раундом, Тирелл должен задействовать все свои войска на восточном побережье. В то же время Грейджой претендует на Хайгарден и Старомест, пользуясь отсутствием флота Тиреллов у родных берегов. Ланнистер с двумя пешками в Королевской Гавани создает давление на Тирелла на суше, а при союзе Грейджоя и Ланнистера, последнему некуда больше идти кроме как на Тирелла. Если Тирелл берет Драконий Камень первым раундом, то он не двигает свой флот, поэтому при возможном сборе войск на втором ходу Ланнистер может нанять флот в Залив Черноводной и запереть флот Тирелла в Губительных Валах. Кроме того, у Мартелла тоже не остается выбора кроме как воевать с Тиреллом (после захвата Штромового Предела, конечно). Ясное дело, что войну против 4 домов Тиреллу не потянуть. И это помимо того, что остальные дома будут стараться остановить Тирелла после взятия Драконьего Камня как слишком сильного игрока с возможностью быстрой победы. Поэтому не всякий Тирелл будет брать Драконий Камень в первом раунде и настраивать против себя всех соседей. Он может увести часть флота в Залив Черноводной и в первом раунде сосредоточить свое внимание на взятии Королевской Гавани. В некоторых случаях Тирелл может даже пойти на сделку с Баратеоном, освободив Губительные Валы и сконцентрироваться на Ланнистере или Мартелле.
Но чаще всего, конечно, Тирелл является нашим врагом. И часто мы теряем Драконий Камень первым раундом. В таком случае надо попробовать договориться о союзе с Мартеллом. Вы просите у него помощи и обещаете отдать Штормовой Предел без боя и без дальнейших претензий на этот замок. Взамен Мартелл должен помочь выбить Тирелла из Губительных Валов. Надо иметь ввиду, что амбиции Мартелла могут сыграть против нас. Мартелл может помочь нам расправиться с флотом Тирелла, а затем забрать Губительные Валы и Драконий Камень себе. Ведь сделать это для него куда проще, чем воевать с Грейджоем за море на западе, чтобы штурмовать хорошо укрепленные Хайгарден и Старомест (в то время как Драконий Камень – остров, и его никак нельзя поддержать с суши). Мартелл опасен своей картой Квентин, которая может быть шестеркой или даже семеркой. Но, чтобы усилить эту карту до такого состояния, Мартелл должен разыграть другие свои карты (которые не очень хороши, надо сказать). Тут мы можем предложить ему крутить колоду об Штормовой Предел и пытаться направить его на западные моря. Стоит отметить, что временный союз с Мартеллом не поможет удержать Штормовой Предел. Гарнизон силы 4 помогает в начале, когда Мартелл не имеет флота и серьезных сил. Но, построив осадные башни и корабли в Дорнское море, Мартелл без проблем забирает Штормовой Предел себе на второй-третий раунд. Так что потеря этого замка лишь вопрос времени. Но в случае успеха в боевых действиях против Тирелла и возвращения Губительных Валов, можно на завершающем этапе игры, используя Станниса (чтобы снять подмогу с кораблей в Дорнском море), забрать Штормовой Предел обратно.
Общее резюме по первому раунду
Давайте резюмируем общую стратегию и выделим несколько важных советов по стратегии игры за дом Баратеонов. Играя за Баратеона, мы не имеем безопасных тылов и замков. Поэтому каждая потеря для нас, фактически, невосполнима. Особенно в случае, если мы теряем Драконий Камень на первом ходу. Так что общая стратегия игры за Баратеона в моем представлении – это максимальное сохранение своих войск. Нельзя рисковать и надеяться на карты Вестероса. Что касается боевых действий, то, как правило, после сделки с Болтоном Баратеон воюет с Тиреллом и, возможно, с Мартеллом, за возвращение Губительных Валов (и Драконьего Камня, если Тирелл его захватывает) с перспективой захвата Королевской Гавани. В борьбе за Губительные Валы нам помогут наши отличные карты в лице Станниса и Манса. Нам на руку конфронтация Тирелла и Ланнистера. Это почти стопроцентная вероятность того, что Драконий Камень не падет первым раундом. В первом раунде расклад по приказам предлагается такой:
Защиту на Драконий Камень класть смысла нет, так как Тирелл все равно его заберет при желании. Зато, если Тирелл не планирует брать нашу столицу в первом раунде, то мы получим лишние 2 жетона. Поджог в Штормовом Пределе позволяет сделать Мартелла более сговорчивым, если тот пытается собрать жетоны в Костяном Пути. Походом из Черного Замка рекомендуется занять Клешню и Лунные Горы. Уже во втором раунде, в зависимости от карт Вестероса, рекомендуется захватить богатое на ресурсы Орлиное Гнездо, которое будет нашей временной столицей. Долина в целом (без Перстов, они отходят Болтону по сделке) принесет нам 2 бочки. На втором раунде мы имеем возможность захватить Королевскую Гавань из Клешни. Идеальный старт за Баратеона, на который можно ориентироваться (Станнис отбил штурм Драконьего Камня, Алистер Флорент порезал пешку Тирелла в Клешне):
О сборе войск
Ранний сбор войск (особенно на втором раунде) нам, как ни странно, выгоден. Особенно, если Тирелл не захватывает Драконий Камень. У нас есть два порта с выходом на Губительные Валы. Чем раньше мы построим там корабли, тем больше шансов получим на освобождение нашего моря. Мы сможем снимать поддержку Тирелла набегом, атаковать из порта с поддержкой Мартелла и так далее. То есть мы получаем возможность влиять на ситуацию в Губительных Валах. Еще одно очко сбора в Клешне можно потратить на второй корабль в Узкое море, либо на улучшение пехотинца в коня. Вероятность сбора войск на первых картах Вестероса высока, так как Ланнистеру (как владельцу Трона) выгодно собирать войска.
О власти
Благодаря сделке с Болтоном, мы получаем возможность собирать жетоны власти в Карлхолде. Поэтому на втором-третьем раунде мы одни из лидеров по числу жетонов. Для нас крайне важны ранние торги, в результате которых мы должны улучшить свое удручающее положение на треках влияния. Нам нужно получить звездные приказы. Кроме того, желательно сохранять более высокое положение на вотчинах, чем у наших противников. Иногда важно иметь право первого хода. Как бы то ни было, нам нужны ранние торги, пока мы имеем преимущество над Тиреллом (которому негде безопасно и эффективно собирать власть, кроме как по событию игра престолов). Во второй половине игры можно собирать уже по 4 жетона власти за ход в Орлином Гнезде и в Карлхолде (или на Драконьем Камне). Власть нам нужна еще и для способности Мелисандры, чтобы в критических ситуациях, как отмечалось выше, возвращать Станниса за 4 жетона власти.
Военные успехи: Губительные Валы наши, а флот Тирелла блокирован в Узком море:
Триумф истинного короля Вестероса:
(Приведены скриншоты разных игр)
Итог
Обзор получился большим и подробным. Я надеюсь, что он был информативным для Вас. Все написанное выше не претендует на абсолютную истину и является лишь моим видением стратегии игры за Баратеонов. Цель данного обзора – заинтересовать игроков в дополнении «Танец с Драконами». Ожидайте в ближайшее время обзоры от моих товарищей и от меня по остальным 5 домам. Спасибо за внимание!